Заказчик: ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований»
Цель проекта - в результате многофакторго анализа выявить ключевые стороны и основные компоненты социального проектирования в сфере высшего экономического образования.
Задачами проекта стали:
1. Анализ современной отечественной и зарубежной историко-экономической литературы о мировом опыте становления высшего экономического образования.
2. Обобщение мирового опыта работы первых экономических школ.
3. Выявление каналов влияния на экономическое образование технологических революций конца XVIII - первой половины XX в.
4. Определение роли финансовых аспектов в создании высшей экономической школы.
5. Выявление основных институциональных групп в регионе и заинтересованных участников социального проектирования в сфере высшего экономического образования.
6. Обобщение реального опыта выравнивания социально-экономических и культурных запросов народов Поволжья (на документальных материалах Средневолжского планово-экономического института).
Основное содержание работы:
Предполагается выявить состояние современной отечественной и зарубежной историко-экономической литературы о мировом опыте становления высшего экономического образования, обобщить мировой опыт работы первых экономических школ, выявить каналы влияния на экономическое образование технологических революций конца XVIII - первой половины XX в.
Планируется изучение мемуарной литературы, переписки, опубликованных докладов, публичных выступлений в печати (периодике) общественных деятелей, чиновников и частных лиц отдельных регионов страны. Планируется сбор информации о взглядах различных представителей российского общества на высшее образование, его задачи и функции. На первом этапе исследования будут изучаться периодическая печать и источники личного происхождения. В первую очередь внимание будет обращено на выяснение представлений общественности о задачах высшего образования и его роли в региональном развитии; выявлении представлений российских чиновников, общественных деятелей и профессуры о задачах высшего образования и его роли в региональном развитии конца XIX - начала XX в.; изучении роли народного университета в становлении университетского образования в Самарском крае.
В дальнейшем будут анализироваться мотивы создания высшей школе в Самарском крае и их трансформация в меняющихся условиях государственной жизни конца XIX - первой трети XX в. Изучение мемуарной литературы и источников личного происхождения позволит реконструировать индивидуальное восприятие изменений в образовательном ландшафте Самарского края у представителей городской интеллигенции, земских и городских деятелей, преподавателей, а также местной администрации.
Результатом исследования станет публикация статей в российских журналах, индексируемых в базах данных Scopus и РИНЦ и входящих в перечень ВАК.