Руководитель: Печерская Эвелина Павловна
Подразделение: кафедра социологии и психологии ФГБОУ ВО "СГЭУ"
Проект выполнен при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
Ключевые слова: комплексное изучение, физическое и социальное здоровье, молодежь, интернет, глобализация, социальные аспекты, социологические исследования, социально-демографический портрет.
Актуальность. Исследованиям фундаментальных подходов к решению проблем сохранения здоровья человека, особенно молодежи, в условиях киберсоциализации за последнее время уделяется все больше внимания в силу возрастающего влияния онлайн-пространства на социальные процессы в мире. Интенсивное проникновение Интернета в социальную жизнь изменяет и социальные связи людей, их поведенческие практики, изменяются бизнес, культура, политика и наука. Сегодня Интернет благодаря своей доступности и привлекательности становится центром притяжения детей и подростков, особенно в мегаполисах, превращаясь, таким образом, в важный элемент социализации, заменяя традиционные формы социальной активности (прогулки и игры на свежем воздухе, чтение книг и проч.) на новые, связанные с виртуальным пространством. Интерес к данной тематике связан с проблемой защищенности детей и подростков в виртуальном пространстве, поскольку Интернет является как зоной их развития, так и зоной риска для их психического, физического здоровья и социального самочувствия, что особенно важно в эпоху глобализации. Получение информации о воздействии интернет-среды на различные вовлеченные в нее группы детей и подростков и сравнение формы их поведения и стиля жизни с группами, отделенными от онлайн-пространства, необходимо для решения вопросов, связанных с успешной социальной активностью и социально-психологическим самочувствием детей и подростков. По последним данным, численность детей-пользователей Интернета младше 14 лет в РФ составляет от 8 до 10 млн. человек. При этом детская аудитория молодеет с каждым годом – сегодня дети в возрасте 4-5 лет самостоятельно владеют навыками поиска и просмотра контента. Обсуждение результатов международных следований, выработка подходов к решению проблем сохранения здоровья детей и подростков, вовлеченных в киберпространство, требует сопоставления групп интернет-пользователей как в регионах России, так и на международном уровне. Сравнительный анализ сегментов детей и подростков с разной вовлеченностью в киберпространство - от практически нулевой вовлеченности до интенсивной, позволит узнать их потребности, устремления, интересы, особенности образа жизни, а также влияние онлайн- и оффлайн-практик на социальное и физическое самочувствие. Актуальность темы исследования также связана с потребностью изучения и создания безопасной, развивающей и воспитывающей онлайн-среды для детей и подростков, без чего невозможно развитие эффективного информационного общества в России в эпоху глобализации.
Цель конференции – обсуждение фундаментальных подходов к решению проблем сохранения здоровья детей и молодежи в информационном пространстве в эпоху глобализации, формирование повестки дня для проведения дальнейших исследований поведения детей и подростков в интернет-пространстве, сопоставимых по регионам страны и с другими странами, выработка рекомендаций для соблюдения баланса между позитивными и негативными последствиями киберсоциализации в молодежной среде.
Задачи конференции:
• представление результатов исследований процессов киберсоциализации детей и подростков, проведенных в отдельных российских регионах, России в целом и за рубежом;
• обсуждение социальных аспектов адаптации детей и подростков к изменившимся условиям жизни в эпоху Интернета;
• обсуждение фундаментальных подходов к решению проблем сохранения здоровья детей и молодежи в информационном пространстве;
• определение значимых характеристик социально-демографического и психографического портрета различных по уровню включенности в Интернет-пространство групп детей и подростков;
• проведение типологизации основных групп по уровню вовлеченности в Интернет-пространство, определение размеров этих групп; анализ влияния различной вовлеченности в онлайн- и оффлайн-практики на социальное и физическое самочувствие детей и подростков;
• выявление влияния стиля жизни семей, стратегий воспитания детей на оффлайн- и онлайн-практики детей и подростков;
• сопоставление результатов различных исследований, социально-демографического, мотивационного и поведенческого портрета современных детей и подростков от 4 до 15 лет с точки зрения их вовлеченности в киберпространство.