Учредители конференции: Московский педагогический государственный университет; Школа № 1561 ЮЗАО г. Москвы.
Участники конференции: учащиеся 6 – 11 классов школ Москвы, регионов России, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья, студенты факультетов МПГУ и других вузов
Место проведения конференции и порядок работы:
Дистанционная часть:
19 февраля 2021 г. – Московский педагогический государственный университет (ул. М. Пироговская, дом 1, стр. 1, аудитория для проведения вебинаров): секция школьников из дальнего зарубежья, секция студентов из дальнего зарубежья;
Очная часть:
первый день – 25 февраля 2021 г. – Московский педагогический государственный университет (ул. М. Пироговская, дом 1, стр. 1): открытие и круглые столы (участвуют школьники и студенты), студенческие секции; закрытие студенческой части конференции;
второй день – 26 февраля 2021 г. – школа №1561 ЮЗАО г. Москвы (ул. Паустовского, д.6, корп. 2): секции школьников; закрытие школьной части конференции.
Круг вопросов для исследования:
Еще раз обращаем ваше внимание, что ни в коем случае не следует повторять наши формулировки, разъясняющие тематику, в качестве названия доклада. Мы перечисляем возможные направления исследований, а вы, ориентируясь на них, выбираете конкретную тему.
1. Язык и учеба (в школе, в вузе): нарушения языковой нормы в процессе общения школьников (студентов), язык разных предметных областей, изучаемых в школе (вузе), научная терминология, проблемы понимания и изучения научно-учебных текстов по математике, химии, истории и другим предметам, особенности текстов научно-популярного стиля.
2. Язык и личность: речевой портрет реального человека (можно известного политика, актера; можно – одноклассника, учителя, родственника); отражение индивидуальных особенностей мышления и характера человека в его речи, сопоставление речевых характеристик разных людей.
3. Язык и время: развитие и изменение языка в разные эпохи (рассмотрение изменений в языке: устаревших слов, окказионализмов, неологизмов, грамматических и стилистических норм и т.п., язык разных поколений дошкольников, младших школьников, учащихся и студентов, язык среднего поколения и пожилых людей.
4. Языковая картина мира: сопоставление аналогичных или контрастных явлений в разных языках мира (в русском и одном/ нескольких иностранных или в двух/нескольких иностранных между собой); сопоставление аналогичных или контрастных явлений в вариантах одного языка (диалекты, региональные особенности одного языка в разных городах, территориальные особенности одного языка в разных странах); сопоставление выражения одних и тех же понятий в научной и наивной картине мира.
5. Язык как средство воздействия (бизнес, реклама, выборы, педагогика и т.д.): воздействие языка СМИ, Интернета на современные представления россиян (жителей других стран) о мире; приемы языкового манипулирования в разных сферах жизни.
6. Слово в разных видах искусства: язык литературных произведений, в том числе изучаемых в школе, с точки зрения понимания его учащимися, речевой портрет героя художественного произведения, язык кинофильмов, театральных постановок, экранизаций (возможно сопоставление с оригиналом), особенности языка при переводе художественного произведения, кинофильма и т.д., сопоставление аналогичных или контрастных явлений в языке разных художественных произведений или при их переводе.
7. Лингвистика каждого дня: анализ речевого общения в типовых повседневных ситуациях (в магазине, транспорте, местах развлечений и т.д.); условия успешности общения, причины коммуникативных неудач в повседневной жизни; языковое творчество в повседневной жизни, языковая игра как элемент повседневного общения; ирония; стеб; анекдот как вид языкового творчества; некоторые языковые приемы создания комического эффекта; исследование всех указанных выше сторон повседневного общения в разных языках.
8. Язык и семья: термины родства; особенности домашнего общения, домашние прозвища, «семейная» лексика и фразеология; язык и гендер, язык разных поколений в одной семье, речевые роли членов семьи.
9. Язык в цифровую эпоху: общение в Интернете школьников, студентов, сообществ по интересам, язык общения в социальных сетях, сетевой этикет, язык дистанционного обучения, поликодовые тексты в Интернете (мемы, эмодзи, стикеры и т.п.), «цифровые» неологизмы, язык блогера, жанры интернет-текстов.
Выступления с докладами на русском языке. На каждое выступление отводится не более 10 минут. Оценка работ производится жюри, в состав которого входят преподаватели вузов, школ, представители прессы. Письменный вариант доклада передается жюри в ходе конференции.
Первичную заявку на участие желательно подать на сайте конференции до 31 декабря 2020 г., выбрав в меню пункт Подать заявку. Крайний срок подачи первичной заявки – 15 января 2021 г.
Просьба к иностранным и иногородним участникам прислать первичную информацию о желании участвовать до 10 декабря 2020 г.
Перед заполнением заявки ОБЯЗАТЕЛЬНО ознакомьтесь с Инструкцией по заполнению!
Допускается подача первичной заявки без заполнения полей "Цели и задачи доклада" и "Краткие тезисы".
В этом случае до 1 февраля 2021 г. необходимо повторно заполнить Форму заявки с указанием ВСЕХ ПОЛЕЙ и указанием типа заявки – Повторная.
После 1 февраля 2021 г. прием заявок прекращается, оргкомитет конференции проводит экспертизу тезисов докладов и высылает до 20 февраля 2021 г. каждому из участников, чья заявка была принята, подтверждение участия в конференции "Языкознание для всех - 2021"